Параметры и характеристики
Следует различать понятия двигатель и силовая установка.
Двигателем принято называть устройство, участвующее в создании тяги (или мощности), необходимой для движения летательного аппарата. Двигатель является составной частью силовой установки, той ее частью, которая изготавливается и поставляется двигательным заводом.
Авиационной силовой установкой называют конструктивно объединенную совокупность двигателя с входным и выходным устройствами (с теми их элементами, которые изготавливаются на самолетостроительном заводе), встроенную в конструкцию планера (фюзеляжа или крыла) или скомпонованную в отдельных двигательных гондолах.
Силовая установка, помимо двигателя, входного и выходного устройств, включает в себя еще системы топливопитания, смазки, запуска и автоматического управления, обеспечивающие ее надежное функционирование, а также узлы крепления, необходимые для передачи усилий от двигателя к планеру. В теории авиадвигателей эти системы и узлы не рассматриваются.
Авиационные двигатели прежде всего характеризуются основными данными, к которым у ГТД прямой реакции относятся:
- Р – реактивная тяга, Н;
- Gв – расход воздуха, кг/с;
- Gт.ч – часовой расход топлива, кг/ч;
- mдв – масса двигателя, кг;
- габаритные размеры двигателя: D – диаметр, мм;
L – длина, мм.
У ГТД непрямой реакции взамен тяги рассматривается:
- мощность на валу Nе, кВт;
- эквивалентная мощность Nэкв, кВт (будет рассмотрена далее).
Эти основные данные для конкретных условий полета обычно указывают в паспорте конкретного двигателя. Но эти параметры не годятся для сравнительной оценки совершенства различных двигателей.