Назначение систем защиты двигателя от помпажа
Назначение систем защиты двигателя от помпажа — не допустить нарушения ГДУ компрессора и работы двигателя при потере ГДУ. Системы защиты подразделяются на два типа:
(1) системы кратковременного повышения запасов устойчивости (СКПЗУ) СУ;
(2) системы вывода двигателя из режима потери ГДУ (помпажа, вращающегося срыва) и восстановления исходного режима (СВР).
Системы защиты должны быть работоспособны во всех условиях эксплуатации ЛА: при различных высотах и скоростях полета, изменении состояния атмосферы, вибрационных нагрузках, эволюциях ЛА и др.
Они имеют световую и/или звуковую сигнализацию в кабине экипажа о потере ГДУ и сигнализацию об их неисправности.
Системы кратковременного повышения запасов устойчивости предназначены для предотвращения нарушения ГДУ двигателя при воздействии временных, прогнозируемых, эпизодически возникающих факторов. К таким факторам относятся кратковременное увеличение неравномерности и пульсаций потока при эволюциях ЛА, воздействие тепловых возмущений, ударных волн и др.
Системы этого типа разделяют на две группы:
(1) включаемые в ситуациях, предшествующих появлению прогнозируемых возмущений;
(2) срабатывающие лишь в тех случаях, когда интенсивность возмущений превышает заданный критический уровень.
Системы первой группы приводятся в действие по команде экипажа ЛА, а второй — по сигналу, вырабатываемому специальными датчиками. В системах второй группы могут быть использованы сигнализаторы, предназначенные для распознавания определенной ситуации, например: превышения заданного уровня пульсаций давления на входе в двигатель, достижения критических углов атаки, превышения заданного отклонения рулей самолета и др.
В качестве управляющих факторов для кратковременного повышения запасов устойчивости СУ используются быстродействующие органы управления воздухозаборником, поворот лопаток НА компрессора, перепуск воздуха из проточного тракта компрессора, кратковременное уменьшение расхода топлива в основной камере сгорания, уменьшение расхода топлива в ФКС, изменение площади реактивного сопла.